Украинцы повредили топливо для АЭС при загрузке - Westinghouse

12:00. Американское топливо для Южно-Украинской АЭС было повреждено украинскими специалистами во время загрузки в реакторы АЭС, заявил вице-президент Westinghouse по внешним связям и стратегии Майк Керст (Mike Kirst).

"Очевидно, что во время процесса загрузки пара таких (топливных - ред. ) сборок была поцарапана, а также была деформирована пара дистанционирующих решеток (ТВС-W). Это не проблема разработки (топлива - ред.)", - сказал он изданию Nuclear Intelligence Weekly.

Оператор украинских АЭС компания "Энергоатом" проводит полную выгрузку топлива из активных зон реакторов второго и третьего энергоблоков Южно-Украинской АЭС в связи с выявленными отклонениями в работе тепловыделяющих сборок производства транснациональной компании Westinghouse. На втором и третьем энергоблоке ЮУАЭС в опытно-промышленном режиме эксплуатируются 126 сборок производства Westinghouse, загруженные в реакторы блоков в 2010-2011 годах в рамках соответствующего коммерческого контракта, заключенного между "Энергоатомом" и транснациональным поставщиком в марте 2008 года. В частности, на третьем блоке станции эксплуатируются 84 сборки, на втором - 42 сборки. В ходе планово-предупредительного ремонта (ППР) второго энергоблока ЮУАЭС, стартовавшего 18 июня, в активную зону блока предполагалось догрузить еще 42 свежие сборки Westinghouse.

Керст напомнил, что американское топливо работает в активной зоне реактора совместно с новым российским топливом, которое было разработано для коррекции недостатков топлива ТВС-М.

По словам Керста, российское топливо ТВСА обладает очень жесткой конструкцией, имеет уголки по бокам.

"Наше топливо в настоящее время испытывает трудности при загрузке в ячейки активной зоны. Размер области для (загрузки - ред.) топлива ... слишком мал", - сказал он.

Топ-менеджер Westinghouse отметил, что в силу ряда причин "украинские атомщики решили дать большую нагрузку на кассету", что привело к предельному напряжению в месте расположения топливных сборок.

Керст также добавил, что по контракту с украинским Энергоатомом Westinghouse не несет ответственности за повреждение топлива во время загрузки.

Эксперт в атомной энергетике, главный редактор электронного издания "Атоминфо" Александр Уваров считает, что в данной ситуации нельзя сваливать вину на украинских специалистов-атомщиков.

"Я категорически против того, что вся ответственность перекладывается на эксплуатационный персонал АЭС. Проектант обязан предпринимать усилия, чтобы облегчить жизнь эксплуатации", - сказал эксперт РИА Новости.

Комментируя высказывания Керста, эксперт отметил, что Westinghouse должен не критиковать, а предлагать выходы из ситуации.

"Если вы видите, что допустимые усилия, прикладываемые к кассете слишком велики, то какой путь вы предлагаете для решения этой проблемы? Из высказываний представителя компании этого не видно", - подчеркнул он.

Также эксперт обратил внимание, что из-за нескольких поврежденных дистанционирующих решеток американских сборок атомный регулятор Украины никогда бы не принял решение выгрузить все топливо.

"На мой взгляд, ситуация с американским топливом более серьезна, чем говорит Керст" - сказал эксперт.

Уваров также добавил, что "если не будут устранены корневые причины случившегося, то эта ситуация с американским топливом может повториться и при следующих перегрузках".

Первый заместитель государственной инспекции ядерного регулирования Украины (Госатомрегулирование) - главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Михаил Гашев ранее заявил РИА Новости, что на третьем энергоблоке ЮУАЭС в ходе операций по перегрузке топлива в рамках ППР были выявлены повреждения обода дистанционирующей решетки ТВС-W, загруженной в активную зону в 2010 году.

Главный инспектор сообщил, что после выгрузки топлива комиссия в составе представителей регулятора, эксплуатирующей организации и производителя произведет детальный анализ и экспертизу этих повреждений. Он предположил, что экспертиза может продлиться до первых чисел августа, а ее итоги будут положены в основу решения регулятора о разрешении догрузки свежей партии топлива в составе 42 кассет во второй энергоблок.

Главный инспектор отметил, что повреждения обода дистанцирующей решетки не является критическим нарушением в работе топлива, однако, с точки зрения нормативной документации по ядерной безопасности, это квалифицируется как учтенное нарушение в работе АЭС и требует особого внимания и детальной экспертизы.

Президент украинского "Энергоатома" Юрий Недашковский поручил директору Южно-Украинской АЭС Виссариону Киму провести ряд мероприятий по перегрузке топлива на третьем энергоблоке.

ТВСА - топливо российского производства для АЭС. ТВС-W - топливо американского производства по советско-российский тип реактора АЭС.