"Распределение комитетов - это первый проигрыш оппозиции. Не надо было набрасываться на должности"

  • Печать
Сергей Сас: надеюсь, что оппозиция сделает выводы из этой ошибки. Фото: www.ukrinform.ua

Верховная Рада 25 декабря распределила комитеты Верховной Рады. За соответствующее решение проголосовали 339 депутатов. В результате распределения, оппозиция не получила комитеты, которые обеспечивают контроль за властью.

Такое мнение в интервью Gazeta.ua высказал народный депутат, заместитель председателя фракции "Родина" Сергей Сас.

Довольны ли Вы распределением парламентских комитетов?

- Я считаю, что это первый серьезный проигрыш оппозиции. Оппозиция сильна, когда она едина, поэтому надо каждое решение обсуждать вместе, чтобы они не были спонтанными. Надо совместно обсуждать все свои шаги, как текущие, так и шаги вперед - тогда будет какой-то результат. А сейчас, по моему мнению, с этим распределением, на 100% выиграла власть, которая поставила задачу забрать все, что ей нужно.

В чем именно проблема, что не удалось получить?

- Дело в том, что у оппозиции есть две функции. Первая - это предложение альтернативной программы развития государства, а вторая - это контроль за деятельностью власти. Относительно первой, то как оппозиция мы эту задачу выполнить не можем, потому что у нас не принята программа правительства и этот вопрос исчезает само по себе. В тоже время парламентский контроль за властью осуществляется через несколько механизмов: уполномоченного по правам человека, однако оппозиция эту возможность потеряла, когда эту должность получила представительница "Регионов", через Счетную палату, которую также оппозиция не получила, и через комитеты. Вообще есть простые комитеты, а есть такие, которые выполняют определенную контрольную функцию. Так их оппозиция и не получила.

Какие это именно комитеты?

- Прежде всего, это бюджетный и регламентный комитеты, и несколько других. Однако оппозиции их потеряла, потому что быстро пошла на договоренности с властью.

Что Вы имеете в виду?

- Прежде всего, решение о распределении комитетов было принято очень быстро. Я наблюдаю за этим процессом в парламенте еще со II созыва и ни разу быстро этот вопрос не решался. Всегда происходил довольно трудный процесс, определенные демарши, ультиматумы и прочее. Сейчас же все произошло в течение недели. В результате, власть взяла все, что ей было нужно, а оппозиции бросила то, что осталось. И они набросились на эти должности. У меня достаточно горькое впечатление от всего этого. Ведь по сути, оппозиция обменяла голоса избирателей на должности, которые ничего не стоят. Таким образом она связала себя совместной с властью ответственностью за все, что происходит в стране и парламенте.

Как тогда стоило оппозиции действовать? Были ли другие варианты?

- Надо было ставить вопрос в плоскости: или все, что необходимо для контроля за властью и тогда уже делить с ней ответственность, или же отказаться от всех должностей, я думаю, избиратели нас бы поняли. Надо было ставить ультиматум. Некуда было спешить, все равно полтора месяца Рада работать не будет, что, кстати, также является минусом для оппозиции - почему в такой сложный период, когда для страны возникает угроза финансового кризиса, парламент полтора месяца ничем не заниматься. Это не правильно. Однако, это время можно было бы потратить именно на договоренности по комитетам. Ведь если оппозиция не имеет инструментов контроля, то вся оппозиционность будет сводиться к новым договоренностям.

То есть, проблема именно в том, что слишком быстро согласились на условия большинства?

- Было еще одно непонятное действие. Были приняты изменения в закон о комитетах, которые позволили в них делать по 6 заместителей, что является полной бессмыслицей. И когда еще эти изменения не вступили в законную силу, Рада приняла постановление о распределением комитетов уже по этой новой норме. То есть, решение принималось по еще не действующему закону.

Для чего и кому это нужно?

- Прежде всего, это нужно для того, чтобы отдать кому-то эту несчастную должность, которая ничего не стоит, а во-вторых, для того, что это выгодно власти. Ведь если первый заместитель председателя комитета от оппозиции, а его голова - от власти, то согласно закону первый заместитель исполняет обязанности председателя, если тот отсутствует. То есть, с ним надо считаться. А когда сделали по 4-6 заместителей, должность первого заместителя нивелируется. Потому что при распределении обязанностей заместителей и членов комитетов, оппозиции оставят такие вещи, которые вообще не позволяют ей влиять на что-либо. Это абсурдно и противозаконно. И сейчас мы оказались в ситуации, когда начальников в комитетах больше, чем простых членов. Куда не тыкнешь пальцем - начальник.

То есть, мы видим, что оппозиция получила серьезное поражение. Произошел, по сути, добровольный дерибан должностей в Верховной Раде. Я убежден, что это не оправданная ошибка оппозиции.

Почему так произошло? Кто это решал?

- Я не участвовал в переговорах, они осуществлялись на другом уровне, поэтому не могу ничего сказать. Однако, я высказывал свое мнение на фракции. Оно заключалась в том, чтобы "или все, или ничего". Эта позиция совпадает с позицией лидера нашей фракции - Юлии Тимошенко. Потому что можно было все же "потягаться" и добиться своего, учитывая расклад сил в парламенте.

Но уступила ли бы власть?

- Власть сама должна быть заинтересована, чтобы ее кто-то контролировал. Потому бесконтрольная власть ведет к диктатуре. И это стало бы серьезным стимулом в международном аспекте. Ведь право оппозиции контроля за властью в любой демократической стране является аксиомой, иначе нет демократии. И если не будет демократии, то для всего мира Украина станет диктатурой, авторитарным государством и нельзя будет говорить о каких-то европейских перспективах. Поэтому именно этот аспект мог бы стать стимулом, чтобы власть пошла на обеспечение контроля за ней.

Реально еще что-то изменить?

- Как исправлять эту ошибку - мне, честно говоря, сказать трудно. Однако, я надеюсь, что оппозиция сделает определенные выводы. Ведь важно то, как начать. Начала Рада нормально - с требованием личного голосования, которое пока закончилось ничем. Но надо было идти этим путем, настаивать. Оппозиционеры, которые прошли избирательное горнило, особенно по округам, должны быть окрыленными поддержкой людей и думать прежде всего о них. Поэтому сейчас нужно глубоко проанализировать все это и в будущем такого не допускать. Потому что впереди еще много работы.